07.0315.07.18
В истории русского искусства Василий Верещагин (1842–1904) имеет репутацию крупнейшего баталиста, реформатора батальной живописи. «Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны, — нельзя глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны…» — писал он. Его серии картин, посвященные военным событиям в Туркестанском крае и русско-турецкой войне 1877–1878 годов, сродни грандиозным журналистским репортажам. Свои выставки Верещагин организовывал по всему миру. В величественную «акцию» художник превратил и собственную жизнь. Он был космополитом — подолгу жил в Париже, Лондоне, Мюнхене, был в США, на Дальнем Востоке, в Японии, Индии, Палестине, на Кубе и на Филиппинах. Едва узнав о начавшихся военных действиях, мчался к месту баталий; его родной брат был убит на русско-турецкой войне, а сам Верещагин был там тяжело ранен. Художник погиб во время русско-японской войны, находясь на флагманском броненосце «Петропавловск», который подорвался на мине, — и эта трагическая гибель кажется закономерным, значительным и эффектным финалом его жизненной битвы. В Новой Третьяковке показывают все главные серии художника, связанные с его путешествиями, в том числе серию «Варвары», посвященную событиям в Туркестанском крае и потрясающую натуралистическими подробностями вроде отрубленных голов. Особые разделы — цикл «Трилогия казней» и «Палестинская серия».
artguide.com