Линия Рафаэля. 1520–2020

Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле.1502-1504 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Иллюстрация: Wikimedia Commons

 

Рафаэль – самый влиятельный художник Нового времени. На протяжении пяти столетий маньеристы и академисты, караваджисты и мастера барокко, романтики и модернисты неизменно соотносили свое творчество с наследием Рафаэля. Чем вызвана его слава? Что значило его имя в ту или иную историческую эпоху и что значит теперь? Что объединяет последователей художника разных веков? Выставка в Эрмитаже — попытка ответить на эти вопросы и взглянуть на искусство последних 500 лет сквозь призму влияния Рафаэля.

 

Миф Рафаэля воспринимался как воплощенный идеал, художник совершенной и светлой гармонии, объединяющей духовное и земное. Его ассоциировали с образом золотого века, в нем видели реинкарнацию легендарного античного художника Апеллеса и даже сравнивали с Иисусом Христом. Искусство Рафаэля – образец для подражания для одних, предмет бунтарского отрицания или игривой иронии для других, стало одной из точек отсчета европейской культуры.

 

В качестве центральной метафоры выставки выбрана линия – воплощение взаимосвязи, традиции, диалога. Эта линия соединит воедино произведения Рафаэля, Джулио Романо, Пармиджанино, Пуссена, Рубенса, Менгса, Иванова, Венецианова, Энгра, Коро и Пикассо – и далее, вплоть до художников наших дней. Параллели и подчас неожиданные сопоставления европейских и русских школ построены не только на хрестоматийных произведениях великого Урбинца и знаменитых наследников, но и на менее известных работах из фондов Эрмитажа, показанных впервые. Череда последователей Рафаэля, связанных узами художественной преемственности, уподоблена генеалогической линии – веренице потомков, восходящих к одному родоначальнику. Воспринять ее как целое, попытаться понять значение не только в искусстве, но и во всей европейской культуре – одна из задач выставки.

 

Жанр выставки определяется как «выставка-диалог»: произведения художников пяти веков рассматриваются в сопоставлении с искусством Рафаэля. Внимательный анализ этого диалога способен прояснить многое как в творчестве самого мастера, так и в развитии всего искусства Нового и Новейшего времени. Наглядно демонстрируется что тот или иной мастер заимствовал у прославленного классика и как затем интерпретировал. Собранные вместе произведения столь разных художников разных эпох, вдохновлявшихся одним идеалом, помогут лучше почувствовать то, что их объединяет, и не только понять, но и полюбить Рафаэля, вновь им проникнуться.
В масштабную экспозицию вошло более 300 предметов живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства из коллекций Эрмитажа и двенадцати собраний России и Западной Европы. Среди них – как знаменитые шедевры, так и ранее неизвестные работы. Десятки произведений живописи и графики впервые покидают фонды музея и демонстрируются публике, а целый ряд экспонатов выставляется после кропотливой реставрации в мастерских Эрмитажа.

 

Открывают экспозицию произведения самого мастера: картина и рисунки из европейских собраний. Не претендуя на полноту представления творчества художника, они служат своего рода камертоном, настроившись по которому, зрителю будет проще различать отзвуки рафаэлевской гармонии в произведениях последующих веков. Выбор для этой цели графики раскрывает другое измерение главной метафоры: именно красота ясной и точной линии, столь очевидная в собственноручных рисунках мастера, лежит в основе эстетики самого Рафаэля и многих его последователей.

 

Главная премьера выставки – восемь монументальных фресок школы Рафаэля из собрания Эрмитажа, которые впервые предстанут публике после начатой в 2015 году реставрации, открывшей подлинную авторскую живопись. Некоторые фрески еще не подвергались реставрации, другие – находятся в процессе раскрытия, работа над третьими практически завершена. Все они станут частью экспозиции: впервые в истории музея зрителям дается возможность наблюдать за разными стадиями возрождения памятника как за неким таинством, которое никогда не демонстрируется публике.

 

Фрески украшали лоджию виллы Стати-Маттеи на Палатинском холме в Риме и были созданы художниками мастерской Рафаэля вскоре после смерти мастера в 1520 году под руководством его любимого ученика и наследника Джулио Романо. Именно руке Джулио Романо принадлежит единственный сохранившийся фрагмент оригинального картона к одной из фресок лоджии – «Венера и Адонис». Среди авторов стенных росписей Палатинской виллы помимо Джулио Романо могли быть Джанфранческо Пенни, Перино дель Вага, Джованни да Удине и Полидоро да Караваджо. В основе фресок – композиции Рафаэля, созданные несколькими годами ранее. Их главные герои – Венера и Амур, а центральная тема – любовь во всех ее проявлениях, от возвышенных до низменных, и ее всепобеждающая сила. На выставке рядом с фресками экспонируются подготовительные рисунки и фрагменты картонов к ним из собрания Британского музея и Альбертины – художественная кухня школы Рафаэля.
https://www.hermitagemuseum.org

10.12.2020- 28.03.2021
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург.